Великий русский полководец Александр Васильевич Суворов -

                  один из отцов-основателей Усть-Лабинска

                          

                  А.В. Суворов                             Памятник А.В. Суворову во дворе

                                                                                           общеобразовательной школы № 1

                                                                                           в городе Усть-Лабинске (25.01.2013г.)

 

                    

                 Баннер на северной стене СОШ № 1 в городе Усть-Лабинске (октябрь 2013 года)

   Историческая справедливость восторжествовала по прошествии 90 лет!

В 1921 году учителем истории школы № 1 Михаилом Ивановичем Петренко в стенах первой в

 станице Усть-Лабинской общеобразовательной школы был создан первый на Кубани музей

имени Александра Васильевича Суворова.

                          ▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬

 

   Директор СОШ № 1 Наталья Георгиевна Буряк и зам. директора по воспитательной работе

  Чирикалова Олеся Александровна открывают торжественное мероприятие по приему в ряды

"Юных суворовцев" учащихся младших классов (11.10.2013 г.).

 

                                              Радость на лицах юных суворовцев

 

        Цель настоящей публикации: создание более полного исторического облика

великого русского полководца Александра Васильевича Суворова - создателя

Кубанской укреплённой оборонительной линии и, в частности крепости

Александровской (Усть-Лабинской), а также  сегодняшнее состояние исторической

памяти пребывания Суворова А.В. на усть-лабинской земле.

   Какие причины побудили меня, Савенко Сергея Михайловича, краеведа, жителя города

Усть-Лабинска (с1954 года) осуществить эту цель, составив настоящую публикацию?

 

 1. Недостаточная популяризация жизни и деятельности удивительной личности,

 учёного, краеведа,   историка, основателя Усть-Лабинского историко-краеведческого

  музея, знатока Суворова А.В. (автора  написанной им в 1945 году, но так

  и не опубликованной  работы "Суворов на Кубани") -  Петренко Михаила Ивановича (1887 -1967).

                                             

                                                 Фото 1920 г.                 Фото 1960 г.

                      В музее нет постоянной экспозиции о Михаиле Ивановиче.

                       В 2012 году Усть-Лабинскому историко-краеведческому музею присвоено

                      имя Михаила Ивановича Петренко, но уже январь 2016 года, а таблички

                     с его именем на здании  музея НЕТ!

 2. Недостойное, практически не изменяющееся внимание властей г. Усть-Лабинска к состоянию памятника

                        посвященного 200 - летию построения Александровской (Усть-Лабинской)

                       крепости на пересечении улиц Суворова и Демьяна Бедного.

                  

           Сегодняшнее (15 июля 2014 г.)состояние памятника,                           Так должен выглядеть памятник

           посвященного 200-летию Александровской -                                          (надписи и облик А.В. Суворова, год основания крепости)

            Усть-Лабинской крепости                                                         

    Из редких и неполных публикаций по истории Усть-Лабинска и роли в этом историческом процессе

великого русского полководца Александра Васильевича Суворова, на мой взгляд, заслуживают внимания

работы историков Виталия Вячеславовича Бондаря и писателя-историка Владимира Александровича

Соловьёва "Суворов на Кубани".

Но до того времени, когда они ещё не родились, в станице Усть-Лабинской историей Кубани и деяниями

командующего Кубанским корпусом генерал-поручика А.В.Суворова в течении 30 лет занимался историк и

краевед Петренко Михаил Иванович (1887-1967).

Результатом его обширного и системного труда явился обзорный очерк на 9 листах "Суворов на Кубани",

написан этот труд в 1945 году. Этот очерк одного из лучших знатоков-сувороведов так и не увидел свет,

исчезнув в анналах Краснодарской писательской организации и в архивах Ленинграда и Москвы (надеюсь

не навсегда -авт.).

О судьбе историко-краеведческого музея станицы Усть-Лабинской  и его основателя

 Петренко Михаила Ивановича я, Савенко Сергей Михайлович, опубликовал в небольшой брошюре

под названием "Основатель Усть-Лабинского историко- краеведческого музея Петренко Михаил

Иванович" в 2010 году, а также  в Интернете на персональном сайте "Усть-Лабинский простор"

 (сокращенная версия).

                               

 Далее у читателя есть возможность ознакомиться с работой кандидата исторических наук - Бондаря В.В.

 

    Реконструкция и музеефикация Усть-Лабинской (Александровской) крепости.

    От проектирования к первым результатам

09.09.2010 г.

В.В. Бондарь,
кандидат исторических наук,
заведующий кафедрой истории,
регионоведения и культуры ИМСИТа

Находящаяся на территории современного Усть-Лабинска крепость была основана в 1778 г. А.В. Суворовым в ходе создания системы укреплений Кубанской линии. Суворов расположил крепость на высоком берегу Кубани в двух верстах от устья Лабы и вскоре, в честь великого князя Александра Павловича, будущего императора Александра I, назвал ее Александровской. В крепости квартировали рота гренадеров и рота мушкетеров Алексеевского пехотного полка, в резерве числились два эскадрона Украинского гусарского полка, артиллерию составляли два полковых орудия Алексеевского полка.

В 1779 г. гарнизон крепость покинул, и лишь в 1792 г., по указанию генерал-аншефа графа И.В. Гудовича прибывший из Оренбурга инженер генерал-майор Фере составил план перестройки и расширения крепости. Весной 1793 г. отряд под командованием генерал-майора С.А. Булгакова крепость перестроил, в несколько раз увеличив ее площадь, количество бастионов и протяженность валов.

В плане крепость, названная Усть-Лабинской, имела форму неправильного многоугольника (неправильность формы объясняется примыканием южной части крепости к обрывистому берегу Кубани), имела два полубастиона, 6 бастионов, две батареи и двое ворот – Кавказские (Степные) на востоке и Таманские на западе. Здесь была штаб-квартира Суздальского пехотного полка.

 

        

               

Усть-Лабинская крепость связана с историей Персидского бунта – в 1797 г. здесь содержались под стражей руководители и участники этого стихийного восстания казаков-черноморцев, участвовавших в Персидском походе русских войск в Персию в 1796–1797 гг.

В 1818 г. Усть-Лабинскую крепость посетил командир Отдельного Грузинского (с 1820 г. – Кавказского) корпуса генерал от инфантерии А.П. Ермолов, отметивший: крепость «столь обширна, что по количеству на линии войск ее занять надлежащим образом некем. В крепости нет ни одного строения каменного: казармы, провиантские магазины, самый арсенал деревянные. Один весьма небольшой колодезь, довольствоваться же водою из Кубани неприятель легко воспрепятствовать может».

Несмотря на недостатки, отмеченные А.П. Ермоловым, Усть-Лабинская крепость с конца XVIII в. и до возведения в ходе Кавказской войны, в 1839–1841 гг., системы укреплений Новой (Лабинской) линии была одним из основных пунктов Старой линии и всего Правого крыла Кавказской линии; она неоднократно подвергалась нападениям закубанских горцев, иногда даже пытавшихся ее штурмовать.

В 1840-х гг. в связи с потерей стратегического значения крепость была разоружена и стала местом дислокации регулярных армейских частей. В таком статусе она просуществовала до времени революций и Гражданской войны.

С 20–30-х гг. XX столетия территория внутри крепости, где множество построек уже было разрушено, застраивалась частными дворами по сформированной сетке кварталов. В 1960-х гг. были утрачены сохранявшиеся долгое время Кавказские ворота, и от крепости до наших дней дошел только вал (с частичными утратами), сохранивший, впрочем, форму крепости, исключая сторону, примыкающую к Кубани.

29 апреля 1975 г. Краснодарский крайисполком принял решение № 63 о постановке сохранившихся фрагментов крепости на государственную охрану в качестве памятника истории местного значения. 16 мая 1979 г. постановление крайисполкома № 333 подтвердило статус памятника. Состав памятника (перечень объектов) не определен, проектирование охранных зон не проводилось, границы памятника определены условно.

Между тем, сохранившиеся в контексте ландшафта фрагменты крепости имеют значение особой историко-культурной и природной территории. Это историческое ядро нынешнего города, представляющее собой градостроительный акцент в его пространственной среде, это место, связанное с именами выдающихся военных деятелей конца XVIII в. – графа А.В. Суворова и графа И.В. Гудовича, с историей колонизации Средней Кубани донскими (линейными) казаками и переселенцами с Украины. Ныне крепость – одна из основных черт исторической и куль-турной идентификации Усть-Лабинска, а со временем могла бы стать «визитной карточкой» города и района.

Музеефикация – совокупность научно обоснованных способов приведения объектов культурного наследия в состояние, пригодное для экскурсионного (музейного) показа. В настоящее время такая мера является, в большинстве случаев, оптимальным средством сохранения куль-турного наследия, поскольку актуализированная хозяйственная функция объекта способна обеспечить его реставрацию и поддержание в надлежащем состоянии, вызвать к жизни социальные функции памятника.

В конце 2005 г. Благотворительный фонд «Вольное дело» выступил с инициативой реконструкции и музеефикации Усть-Лабинской крепости. Эта инициатива была поддержана администрацией Усть-Лабинского района. Финансирование работ взял на себя фонд «Вольное дело», а научная сторона была поручена Усть-Лабинскому муниципальному краеведческому музею и Западно-Кавказскому НИИ культурного и природного наследия НП «Инновационно-технологический центр «Кубань-Юг». Предварительный проект и концепция реконструкции и музеефикации памятника истории и фортификационного искусства «Усть-Лабинская (Александровская) крепость» были готовы к июню 2006 г. После проведения разведок на территории крепости реализован комплекс реконструкционных работ, выполненных силами подрядчика – ООО «Кубань-Строй» (г. Белореченск») под авторским надзором В.В. Бондаря и Т.Н. Игнатовой.

Концептуальные принципы реконструкции и музеефикации объекта сводятся к следующему.

- На основе полностью и частично сохранившихся элементов памятника истории и фортификационного искусства регионального значения (площадь памятника – около 11,5 га, с учетом охранной зоны – около 14,5 га, длина периметра крепости (с учетом утрат) – около 3,3 км) – земляной Усть-Лабинской (Александровской) крепости, находящейся в историческом центре г. Усть-Лабинска, создается экскурсионный объект в составе Усть-Лабинского муниципального краеведческого музея.

- Конечная цель реализации проекта – создание культурного, рекреационного и туристического центра в границах исторического города. Достижение названной цели предполагает комплексное натурное обследование территории памятника, историко-библиографические и архивные изыскания, разработку проекта реконструкции фрагментов крепости, проведение комплекса инженерно-технических работ по консервации существующих и реконструкции утраченных фрагментов крепости, проведение комплекса административно-хозяйственных мероприятий по музеефикации объекта.

В июне – августе 2006 г. проведены консервация и реставрация сохранившихся фрагментов крепостного вала, в пределах двух куртин, одного бастиона и одного полубастиона; реконструкция частокола по валу, палисадов, линии рожон, артиллерийских туров на полубастионе. Изготовлены и размещены на территории полубастиона муляж крепостного орудия и деревянный блокгауз (сруб). Приложены определенные усилия к формированию пространственного и информационного контекста реконструируемой крепости: начала создаваться сеть пешеходных дорожек и лестниц по куртинам и подходов к крепости; устроена смотровая площадка на полубастионе; у подножия крепости установлен стилизованный павильон – деревянный сруб, в котором предполагается оборудовать помещения для службы безопасности, обслуживающего персонала, билетную кассу.

6 сентября 2006 г. состоялось торжественное открытие нового экскурсионного объекта – первый этап реконструкции крепости был завершен. Как показала практика, даже незавершенная реконструкция и начальный этап музеефикации сделали Усть-Лабинскую крепость экскурсионно-туристическим объектом, привлекающим к себе все большее внимание публики.

 

                    

В 2007–2008 гг. планируется продолжение работ по реконструкции и музеефикации крепости. Намечено восстановление Таманских и Кавказских ворот и подъемных мостов перед ними, от-дельных построек внутри крепости, площадки водозабора и прикрывавших его траверс, проведение берегозащитных работ на участке перед местом бывшего водозабора, восстановление частокола и линии рожон по нескольким куртинам, бастионам и полубастионам.

В рамках формирования туристско-рекреационной инфраструктуры объекта предполагается создание системы маршрутных и информационных указателей, устройство автомобильной стоянки, декоративного ограждения (в виде плетня) примыкающих в территории крепости с внешней стороны частновладельческих дворов, закладка пояса зеленых насаждений и др.

Конференция «Ф.А.Щербина, казачество и народы Юга России», 2007 год, февраль, г. Краснодар.

 

 

Памятник А.В. Суворову у входа в сквер напротив администрации Усть-Лабинского района (работа мастерской Вучетича

1951 года -подарок Ленинградского музея основателю Усть-Лабинского историко-краеведческого музея Петренко М.И.).

Фото С.В. Крикливого.

▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬

 

 

   Об Александре Васильевиче Суворове, великом русском полководце, генералиссимусе и его знаменитой

"Науке побеждать" написано немало.

 Широкий круг читателей очень мало знаком с обликом А.В. Суворова как православного человека во все периоды его жизни.

Этот пробел восполняет для нас , жителей Кубани, активная патриотическая деятельность общественного движения в поддержку прославления  А.В. Суворова в лике святых Русской Православной Церкви

"Суворовское движение". Это движение получило благословение митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора.

Выпускается газета "Суворовский редут" в г. Краснодаре (главный редактор Кудинов Константин Владимирович).

 

Мне хочется предложить читателям, и особенно жителям Усть-Лабинского района и города, статью из газеты

"Суворовский редут", в которой перед нами предстаёт Александр Васильевич Суворов как православный

христианин, всю свою жизнь уповающий на волю Божию, молящийся Господу и Пресвятой Богородице,

подающего пример духовно-нравственного подвига своим генералам, офицерам и солдатам  в трудные времена военных сражений с неприятелем.

 

              Православный облик

         полководца А.В. Суворова

(статья из газеты «Суворовский редут», г. Краснодар)

С юных лет приучайся прощать недостатки ближнего и никогда не прощай своих собственных.

                                                                                                                                                              А.В.Суворов

Подпись:  

Подпись:  


                              Патриотизм является естественным чувством гражданина.

В государственной программе, возрождение патриотизма, рассматривается в роли «важнейшего элемента общественно­го сознания и фундамента общественной и государственной систем». В программу включен ряд мероприятий, направленных на изучение Православия и других религий, церковной истории и особенно выде­лена проблема взаимодействия армии и церкви [1].

В нашем крае большое внимание уде­ляется патриотическому воспитанию, в основе которого лежат духовно-нравственные традиции кубанского казачества и героические страницы Российской истории. Открываются государственные обще­образовательные учреждения казачьи кадетские школы-интернаты, устроенные по типу суворовских училищ. Поэтому рассмотрение личности великого полководца А.В. Суворова как глубоко верующего человека как никогда актуально.

В произведениях прошлого периода почти не уделялось должного внимания его человеческим качествам, личной жизни и совсем под запретом было раскрытие личности А.В. Суворова как христианина. Такой подход делает его образ односторонним и бездуховным, а его наследников духовно ограбленными.

Воспоминания объединяет мысль о необъяснимости причин его побед и неожиданных способах их достижения. Одно из воспоминаний о А.В. Суворове Денис Давыдов начал словами «Его таинственность...»; другой современник, генерал Дерфельден, свидетельствовал о том, что достаточно развозить Суворова по войскам, чтобы победа была обеспечена. Военный теоретик Клаузевиц в своей книге по описанию кампании 1799 г. в Италии и Швейцарии подчеркивал: «Мы должны обратить самое серьезное внимание на влияние, которое оказывал дух Суворова на события этого дня. В том пункте, где он появлялся, союзники одерживали решительную победу, даже если они не обладали никаким превосходством сил»[7, с.11]. Складывается впечатление, что над ним не были властны законы и правила военной науки того времени. Высший свет, разложенный либеральным Западом и давно расцерковленный, не задумываясь, списывал ошеломляющие победы полководца на «везение» и «счастье».

В просвещенный век Екатерины, а тем более в XX в., в эпоху атеизма, нельзя было и думать о Промысле Божьем, но сам Александр Васильевич Суворов говорил: «...Бог нас водит. Он нам генерал!»[7, с.11]. Суво­ровские солдаты пользовались молитвенником и кратким катехизисом, составленным самим Александром Васильевичем. Ни одного сражения он не начинал и не заканчивал без молитвы.

 

Прославленный фельдмаршал был глубоко религиозным человеком, и православие для него - это основа русского духа. Веяния времени ему были чужды. Своим отношением к православной вере он как бы бросал вызов веку либерализма и «просвещения».

Суворов А.В. свято чтил обычаи предков, видя в них залог добродетели, а не что-то устаревшее и обветшавшее. Он строго держался старинных правил поведения: всегда молился, проезжая мимо церкви, клал земные поклоны перед образами, соблюдал посты, крестился, входя в комнату и садясь за стол. Маркиз Дюкобаж писал в своей книге: «Никогда Суворов не садился за стол, не прочитав молитву перед обедом и после. Иногда оканчивал ее благословением сидящих подле него. И, если ему не отвечали «Аминь», то, смеясь, говорил: «Кто не скажет «Аминь», тому не будет водки». Далее автор разъясняет смысл этой шутки читателю, получив разъяснение от фельдмаршала, что тот, кто не приносит дань благодарности Богу, недостоин и пользоваться его дарами.

Все знаки отличия и награды, получен­ные солдатами и офицерами суворовской армии за одержанные победы, полководец сам вносил в алтарь на блюде - и просил священника окропить святой водой. Затем собственноручно в церкви возлагал, освя­щенные ордена на генералов и офицеров. Каждый из награжденных становился на колени, крестился, целовал знак отличия. После этого, вручая орден, А.В. Суворов благословлял награжденного [9, с.35].

 

Особенной торжественностью отличались богослужения после побед. В каждой из них генералиссимус видел Промысел Божий.

После сражений в присутствии всех офицеров и самого полководца служились панихиды по погибшим воинам. По окончании их А.В. Суворов в назидании живым говорил краткое слово в память о погибших.

Походная церковь и ковчежец с мощами святых угодников Божиих всюду сопровождали полководца.. Во время военных походов в одной из его комнат устраивали алтарь, где он молился, встав с постели. В праздничные дни служилась обедня достаточно долго и все офицеры его штаба должны были присутствовать на ней.

 Перед сном Александр Васильевич также долго молился, но никто уже не присутствовал при этом.

По возвращению из походов он не жалел времени для того, чтобы бывать на церковных службах по возможности со всем штабом.

В период пребывания в Новгородской губернии Александр Васильевич развил кипучую деятельность. Он взял на себя обязанности церковного старосты, звона­ря и во время утренних и вечерних служб сам звонил в колокола, а потом спускался петь со священником среди поселян.

Как православный полководец и че­ловек, А.В. Суворов раскрывается в его трудах, малоизвестных широкому кругу читателей и даже историкам. Например, в добавлении к пехотному уста­ву «Суздальского учреждения» Суворов приводил свои доводы, основанные на исторических материалах, о том, что Россия построена Промыслом Божьим, а в «Капральских тетрадях» « Суздальского учреждения» он называл Россию домом Богоро­дицы, потому что Россия воспи­тана обителями, основанными благословением Святой Афон­ской горы жребия Богоматери. Здесь же была помещена карта европейской части России с пояснениями, основанными на пророчествах.

К образу А.В. Суворова обраща­лись за помощью в самые сложные периоды военной истории нашей страны. Например, перед решающим походом 1812 г. офицеры 1-го егерского полка обратились за помощью к Суворову, «из горней сени» наблюдавшему за подвигами «своих сынов»: «Суворов, Суворов! Проникни духом твоим к нам из обители небесной и благослови нас, твоих излюбленных питомцев» [10.28]. В годы Великой Отечественной войны в блокадном Ленинграде существовало поверье, что «пока бомба или снаряд не заденет неукрытые памятники русским полководцам Суворову, Кутузову и Барклаю, врагу не бывать в городе» [11,с. 17].

В первые блокадные дни, вновь сформированные ряды ополченцев, проходя мимо памятника А.В. Суворову, установленному на Марсовом поле, всегда слышали команду: «Равнение на полководца!»

Великие люди всецело принадлежат будущему. Нашему будущему!

                                                                                 А.В. Бороденко, В.Е. Бороденко

                                                                                                г. Краснодар

 

ПРИМЕЧАНИЯ:

1.    Постановление Правительства Российской Федерации от 16.02.2001 г.

      № 122 «Об утверждении государственной программы патриотического

     воспитания граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы».

2.    Полевой В.И. История князя Итальянского графа Суворова. СПб., 1878.

3.    Петрушевский А.Ф. Рассказы про Суворова. СПб., 1890; Он же.

       Генералиссимус князь Суворов. Изд. 2-е. СПб., 1900.

4.      Фукс Т. История генерала князя Италийского графа Суворова. СПб.,

        1893.

5.     Генералиссимус Суворов. Жизнь его в своих вотчинах и хозяйственная

       деятельность. М., 1993.

6.     «Твой есмь аз» Суворов/ Авт.-сост. Жукова М.Г., М., 2006.

7.     Православные полководцы // Наука и религия. 1997. № 5.

8.     Суворов - полководец и христианин // Наука и религия. 2000. № 5.

    9.     Бахныкин Ю. «Бог нас водит - Он нам генерал!»// Наука и религия. 2004,

           № 2.

10.      Ивченко Л. Вера и верность// Наука и религия. 2010. № 5.

11.      Равнение на Суворова! // Наука и религия. 2003. № 5.

 ▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬▬

  Редкие стихи А.В. Суворова

Ответ Бакалавру Кострову, на присланную от него эпистолу. Варшава. 3 апреля 1795 г.

 Христос Воскрес!

 Милостивый Государь мой Ермил Иванович!

 В священный мудрые водворены быв лог,

 Их смертных просвещать есть особливый долг;

 Когда ж оставят свет, дела их возвышают,

 К их доблести других примером ободряют.

 Я в жизни пользуюсь, чем ты меня даришь,

 И обожаю все, что ты в меня вперишь.

 К услугам общества, что мне не доставало,

 То наставление твое в меня влияло:

 Воспоминаю я, что были Юлий, Тит,

 Ты к ним меня ведешь, изящнейший пиит,

 Виргилий, Гомер, о! естьли бы восстали,

 Для превосходства бы твой важный слог избрали.

 Милостивый Государь, мой!

 Вашего Высокоблагородия

 покорнейший и преданнейший слуга

Граф А. Суворов-Рымникский

 

Ответ Александра Васильевича. Варшава. 21 декабря 1794 г.

 Милостивый Государь Гаврила Романович.

 Простите мне, что я на сей раз чувствуя себя утомленным, не буду вам ответствовать так, как громкий лирик;

но в простоте солдатского сердца моего излию чувства души своей:

 Царица, севером владея,

 Предписывает всем закон;

 В деснице жезл судьбы имея,

 Вращает сферу без препон,

 Она светилы возжигает,

 Она и меркнуть им велит;

 Чрез громы гнев свой возвещает,

 Чрез тихость благость всем явит.

 Героев Росских мощны длани

 Ея веленья лишь творят;

 Речет - вселенная заплатит дани,

 Глагол Ея могуществен и свят!

 О вы, Варшавские калифы!

 Какую смерть должны приять!

 Пред кем дерзнули быть строптивы?

 Не должно ль мстить вам и карать?

 Ах, сродно ль той прибегнугь к мщенью,

 Кто век свой милости творит?

 Карать оставит Провиденью;

 Сама как солнце возблестит,

 Согрея всех лучом щедрот -

 Се царь иль Бог... исполненный доброт!

 

 Счастлив вития, могущий воспеть деяния толико мудрого, кроткого, человеколюбивого, сидящего на троне Божества!

 Вы, имея талант, не косните вступить в cиe поприще: слава ожидает Вас. Гомеры, Мароны, Оссианы и все доселе

 славящиеся витии умолкнут пред вами. Песни Ваши как важностию предмета, равно и красотою искусства возгремят

 в наипозднейших временах, пленяя сердце... душу... разум. Парнасский юноша на лире здесь игpaeт:

 Имянник князя муж достойно стих сплетает.

 Как Майков возрастет, он усыпит сирен:

 Попрет он злобы ков... прав им ты, Демосфен!

 Венчаю себя милостьми Вашего Превосходительства; в триумфе моей к Вам, Милостивому Государю моему, преданности,

чистейшая моя к особе Вашей дружба не исчезнет, и пребуду до гроба моего с совершеннейшим почтением

 Государь мой

 Вашего Превосходительства

 покорнейший слуга Граф Александр Суворов-Рымникский

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

В журнале "Переправа" №2 за 2013 год опубликована статья о Александре Васильевиче Суворове и его предках (отце и дедушке)-создателях православного храма во имя Святителя Василия Великого на благословенной Суздальской земле.

                     

Есть на Руси имена и судьбы, память о которых сплачивает народ. Александр Васильевич Суворов - вечно живой символ русской воинской доблести. Тем больнее, что долгое время в запустении пребывал храм Святого Василия Великого в селе Кистыши - храм, построенный при личном участии Суворова. Храм, в котором великий полководец пел на клиросе, читал Апостола, десятки раз причащался.
Переместимся на древнюю Суздальскую землю.

Первое упоминание о сельце Кистыши (Кистыш, Кистоши) относится к 1521 году. Пётр Первый пожаловал его Ивану Григорьевичу Суворову, деду великого русского полководца. Первый русский император хорошо знал и высоко ценил службу Ивана Суворова, запросто захаживал в его дом и был крёстным отцом его сына Василия Суворова, который с 14 лет являлся личным денщиком Петра I, многократно выполнял его особо сложные и опасные поручения. Именно Василий Иванович Суворов построил в селе Кистоши первый деревянный храм в честь своего небесного покровителя святителя Василия Великого. Когда деревянный храм обветшал, его сын, непобедимый русский полководец Александр Васильевич Суворов, в память о своём отце построил на этом же месте новый каменный храм во имя Василия Великого, добавив два придела - во имя пророка Илии и во имя своего небесного покровителя святого и благоверного великого князя Александра Ярославовича Невского. В рапорте священника Михаила Иванова от 11 мая 1780 года епископу Суздальскому и Владимирскому сообщалось: «Показная церковь Василия Великого от давнего построения пришла в крайнюю ветхость в место коей возымел намерение его вы­сокопревосходительство нашего села Кистоши помещик господин генерал поручик и кавалер Александр Васильевич СУВОРОВ построить новую каменную в тоже наименование с приделами по левую сторону пророка Божия Ильи, а по правую Александра Невского, на которую от него приготовлено немало». Разрешение на освящение новопостроенного придела во имя Александра Невского датировано 14 ноября 1782 года. Александр Васильевич Суворов принял участие в освящении и отстоял всю первую Божественную литургию.

В 1903 году - уже после смерти генералиссимуса - храм Василия Великого в селе Кистоши хотели расширить, т.к. церковь «очень тесна и не может вместить всех молящихся в дни праздников». Императорское московское археологическое общество отказало в утверждении проекта «ВВИДУ БОЛЬШОГО АРХЕОЛОГИЧЕСКОГО ИНТЕРЕСА, ПРЕДСТАВЛЯЕМОГО ЭТОЙ ЦЕРКОВЬЮ».
Долгие десятилетия в XX веке храм разрушался. Он и до 1917-го нуждался в реставрации, а когда храм отняли у Церкви и стали использовать для хозяйственных нужд, здание превратилось в руины.

Сегодня храм возвращён Русской православной церкви и восстанавливается. Попечителями храма стали русские офицеры - настоящие патриоты Отечества, православные люди. К ним присоединились местные жители - люди, которым не чужды слово Божие и память о Суворове. Назовём лишь четырёх энтузиастов: Александра Черкасова, Тараса Киящука, Наталью Викину, Александра Кононенко. Помогает суворовскому храму Фонд помощи ветеранам и инвалидам силовых структур.

Генерал-майор Александр Владимирович Черкасов пишет:

«Наша организация не носит имя Суворова, но многие из нас, имея за спиной жизнь, полную боевых тревог, преклоняются перед военным гением и человеческими качествами Александра Суворова. Когда мы узнали, что разрушается храм, построенный Суворовым, то не поверили. 8 июня 2011 года съездили и убедились, что в с. Кистыши рядом с Суздалем стоит полуразрушенный красивый каменный храм Василия Великого. Стало больно и обидно. Неужели никому нет дела до сохранения осязаемой материальной памяти Великого русского полководца? 7 июля 2011 года провели совещание. 20 июля и 10 августа были приняты архиепископом Владимирским и Суздальским Евлогием, который благословил нас на труды по восстановлению храма и выдал Храмозданную Грамоту. Одобрил досточтимый Владыка и проведение сбора народных пожертвований, где важным является не величина, а факт пожертвования».

Сбор пожертвований организован с 22 июля 2011 года. На 12 января 2013 года на воссоздание храма, построенного Суворовым в с. Кистыши Суздальского района Владимирской области, пожертвовали 969 человек и 21 организация.

Многое изменилось, окрестности храма преобразились. Создан приход, назначен замечательный настоятель - протоиерей Игорь Любченко. После долгого перерыва в храме состоялся первый молебен, а затем и восстановилась церковная жизнь... Прошло несколько крестных ходов - в том числе из самого Суздаля! Такие общие дела объединяют общину, прославляют имя Божье. Как радовался бы Суворов бескорыстным порывам верных потомков...
Начались первоочередные работы, но они идут намного медленнее, чем процесс разрушения. Средств недостаточно, кровля, слава Богу, восстановлена, вставлены окна верхнего и среднего ярусов, осталось вставить на нижнем. Идут работы по укреплению фундамента, стен четверика, теперь необходимо восстановить алтарную часть (она продолжает разрушаться!), два престола - святого благоверного великого князя Александра Невского и пророка Божия Илии, трапезную, колокольню, провести много других неотложных работ. Нет сомнений: вместе, всем миром мы справимся с этим.
Господи, как радуются души жертвующих и как радостно нам получать и рассказывать всем о доброте и щедрости наших соотечественников! Замечательные в России люди! И всё-таки неспокойно сердце генерала Черкасова: «Занимаясь с июня 2011 года вопросами, связанными с восстановлением храма, построенного Александром Суворовым, я искренне недоумеваю: почему ни одна из многочисленных организаций, носящих имя Суворова, даже не ответила на обращения к ним? Почему организации, декларирующие своё уважение к Суворову, проводящие встречи, конференции, круглые столы, в том числе международного уровня, и даже открывающие ему памятники, игнорируют возможность спасти живую память Александра Суворова?
Не могу я этого понять. Пусть нас воспитывали в безбожное время, и многие из нас атеисты и не верят в Бога. Это личное дело каждого. Но Суворов-то был глубоко верующим, он построил храм, был на его открытии, пел в нём. Чудом сохранившиеся стены этого храма слышали его голос и видели его самого. Этот храм - реальная и живая память о Суворове. Как можно остаться равнодушным к сохранению этой памяти? Не понимаю! Горько, больно и обидно - Великий Суворов построил храм - и никому нет дела, что он разрушается, что умирает память о великом русском Человеке, который всю свою жизнь служил и без остатка отдал России.

КАК ВООБЩЕ ТАКОЕ МОЖЕТ БЫТЬ? Храм, который построил, в котором неоднократно бывал, молился и пел великий русский полководец, гений военной мысли, глубоко верующий благочестивый православный христианин Александр Суворов, ПОГИБАЕТ.

Неужели никому нет дела до практического сохранения памяти Суворова?
Это неправда! Мы можем, должны помочь и ПОМОЖЕМ!».

Это слова современного боевого русского генерала, пришедшего к вере в зрелые годы.

Много ещё нужно молиться и трудиться, чтобы возродить храм. Но уже очевидна разительная и радостная разница. Очень скоро церковь взметнётся над тихим селом во всём великолепии.

***
Увы, много в России забытых героев. Но Суворова мы всегда помним и чтим.
Божией помощи тем, кто шаг за шагом восстанавливает на Суздальской земле суворовский храм.


                                                                                                              Арсений Александров

                   ***************************

 

 

 

Суворов А.В.
Мысли и афоризмы Александра Васильевича Суворова

©
2003-2013 Адъютант!


Без добродетели нет ни славы, ни чести.


Безбожие поглощает государства и государей, веру, права и нравы.


(О безбожии). Зрите ад, над которым царствует безумие еще сильнее в исходе века. Сей ад распрстя челюсти свои до гор Альпийских, воздвигает новый Рим, основание которого близ бездны.


Благомудрое великодушие часто полезнее, нежели стремглавый военный меч.


Благость и милосердие потребны героям.


Ближайшая к действию цель лучше дальней.


Баба бьет задом, передом, а дело идет чередом.


Вежлив бывает и палач.


Будь чистосердечен с друзьями своими, умерен в своих нуждах и бескорыстен в своих поступках.


Великие приключения происходят от малых причин.


Властвуй счастьем, быстротой Цезаря, столь хорошо умевшего захватывать врасплох врагов даже днем.


Вольность и равенство не могут стоять долго против веры и властительства.


Вот мои мысли о людях: вывеска дураков - гордость, людей посредственного ума - подлость, а человека истинных достоинств - возвышенность чувств, прикрытая скромностью.


Мужественные подвиги достовернее слов.


Время драгоценнее всего.


Вся земля не стоит даже одной капли бесполезно пролитой крови.


Выше денег время страшно.


Где меньше войска, там больше храбрых.


Где тревога, туда и дорога; где ура - туда и пора; голова хвоста не ждет.


Геройство побеждает храбрость, терпение - скорость, рассудок - ум, труд - лень, история - газеты...


Главное дарование великого человека - уметь избирать особ по их талантам.


Голова хвоста не ожидает, оный всегда в свое время поспеет.


Голод - лучшее лекарство.


Гражданские доблести не заменят бесполезную жестокость в войсках.


Два хозяина в одном дому быть не могут.


Дело мастера боится. И крестьянин не умеет сохой владеть - хлеб не родится.


Деньгам по-пустому лежать не надлежит.


Деньги дороги, жизнь человеческая еще дороже, а время дороже всего.


Дипломатичный слог - обманчивая двуличность.


Добро делать спешить должно.


Добродетель всегда гонима.


Единство дает согласие. Смотри на дело в целом.


Если любишь горячее, будь способен и к холодному.


Жалко подражание, похвально соревнование. Подражание есть признание в недостатке собственных своих способностей. Соревнование - порыв благородной души, которая хочет выказать оспариваемое у нее преимущество.


Загребающий жар чужими руками после свои пережжет.


Идя вперед, знай, как воротиться.


Знаешь ли ты трех сестер? Вера, Любовь и Надежда. С ними слава и победа. С ними Бог.


Искренность отношений, правда в общении - вот дружба.


Искусство не может терпеть порабощения.


Истина - благосклонна одному достоинству.


Истинная слава не может быть оценена: она есть следствие пожертвования самим собою в пользу общего блага.


Как тягостно равнодушие к самому себе!


Крестьянин богатеет не деньгами, а детьми. От детей ему и деньги.


Кто удивил, тот победил.


Кто хорош для первой роли, не годен для второй.


Люби истинную славу.


Лень рождается от изобилия. Ближайший повод к лени - безначалие.


Лесть похожа на пирог: надобно умеючи испечь, всем нужно начинить в меру, не пересолить и не переперчить.


Льстец гордый и безнаказанный - величайший злодей.


Милосердие покрывает строгость. При строгости надобна милость, а иначе строгость - тиранство.


Мудрый и кроткий владыка не в крепостных оградах, но в сердцах своих подданных заключает свою безопасность.


Мудрый не дерется нечаянно.


На себя надежность - основание храбрости.


Не бросайте никогда апельсина, пока в нем есть еще содержимое.


Не льститесь на блистание, но на постоянство.


Невинность не терпит оправданий.


Недорубленный лес опять вырастает.


Ненависть затмевает рассудок.


Непрестанная наука из чтениев!


Нет земли на свете, которая так была бы усеяна крепостями, как Италия. И нет так же земли, которая бы была так часто завоевана.


Нет ничего страшнее отчаянных.


Нога ногу подкрепляет, рука руку усиляет.


Ноша службы легка, когда дружно подымают ее многие.


Нужнее неприятное известие для преодолевания, нежели приятное - для утешения.


Опасности лучше идти навстречу, чем ожидать на месте.


Отличай честолюбие от гордости и кичливости.


Победителю прилично великодушие.


Повелевай счастьем, ибо одна минута решает победу.


Подозрение - мать премудрости.


Предположения и предрассудки все расстраивают.


Предположенное не окончить - Божий гнев!


Приучайся к неутомимой деятельности.


Раз счастье, два раза счастье - помилуй Бог! Надо же когда-нибудь и немножко умения.


С юных лет приучайся прощать недостатки ближнего и никогда не прощай своих собственных.


Скорость нужна, а поспешность вредна.


Самоблюдение и самолюбие суть различны: первое повелено Богом, второе - в начале испорчено гордостью.


Самолюбие утопает в неведении жребия своего, однако имеет желания.


Служба и дружба - две параллельные линии - не сходятся.


Собственностью своею во всякое время жертвовать - правило высочайшей службы.


Стоянием города не берут.


Счастье зависит от правил, фортуна - от случайностей.


Таинство одно твердой связи достойных друзей - уметь прощать недоразумения и просвещать неотложно в недостатках.


Тактика и дипломатика без светильника истории - ничто.


Твердый дуб падает не от ветра или сам, но от секиры.


Теория без практики мертва.


Тот не велик еще, кого таковым почитают.
Тот не тонок, кто слывет тонким.
Тот уже не хитрый, о ком все говорят, что он хитер.


Три главных достоинства вождя: мужество, ум, здоровье (телесное и душевное).


Трудолюбивая душа должна быть занята своим ремеслом, и частые упражнения для нее столь же живительны, как обычные упражнения для тела.


Удивительно, право, что у вас хитрость предпочитают рассудку и конец берут за начало! Прилично так поступать с одними шутами придворными.


Удивить - победить.


Ученые мужи своим бессмертием больше чем кто-либо уподобляются богам: это они увлекают нас к вершинам добродетели. Их гений указует нам, сколь сладостно посвятить жизнь общественному благу. Они наставляют нас не пещись о собственной нашей персоне, презирать превратности фортуны и жертвовать собой для блага Отечества и человечечства.


Ученье - свет, а неученье - тьма.


Фамильярное обращение порождает пренебрежение.


Фортуна вертит счастьем как колесо спицами.


Фортуна имеет глаза на затылке, власы короткие, полет ее молниеносен: упустишь раз - не поймаешь. (Есть иной вариант: Фортуна имеет голый затылок, а на лбу - длинные висячие волосы: не схватил... уже не возвратиться!)


Хотя храбрость, бодрость и мужество всюду и при всех случаях потребны, только тщетны они, если не будут истекать от искусства, которое возрастает от испытаний, при внушениях и затвержениях каждому должности его.


Чем больше удобств, тем меньше храбрости.


Чистому - все чисто.


О РОДИНЕ


Велик Бог русский! Мы пойдем с ним по стезям древней славы!


Всемогущий Боже! Даруй, чтоб зло для России не открылось прежде 100 лет, но и тогда основание к сему будет вредно.


Крепость сильна, гарнизон - целая армия. Но ничто не устоит против русского оружия - мы сильны и уверенны в себе.


Кто любит свое Отечество, тот подает лучший пример любви к человечеству.


Легкие победы не льстят сердцу русскому.


Медленность наша умножит силы неприятеля. Быстрота и внезапность расстроят его и поразят. Широта реки не сузится, высота берегов не понизится. Русский Бог силен. С Ним перелетим полетом богатырским, с Ним победим!


Мы русские, мы все одолеем.


От храброго русского гренадера никакое войско в свете устоять не может.


Природа произвела Россию только одну. Она соперниц не имеет.1


Попробуйте сдвинуть этот камень. Не можете? Так и русские не могут отступать.


Покажи на деле, что ты русский!


Россиянин отличается верой, верностью и рассудком.


Русак не трусак.


Русские прусских всегда бивали, что ж тут перенять?


Русский Бог велик! Охают французы, усмиряются цесарцы!


Русскому должно все испытать.


Смерть или плен - все одно!


Там, где пройдет олень, там пройдет и русский солдат. Там, где не пройдет олень, все равно пройдет русский солдат.


Тщетно двинется на Россию вся Европа: она найдет там Фермопилы, Леонида1 и свой гроб.


Умирай за Дом Богородицы, за Матушку-Царицу, за Пресветлейший дом. Церковь Бога молит. Кто остался жив, тому честь и слава!


Штык, быстрота, внезапность - это вожди россиян.


В сущности нет ничего вреднее и даже более - никто не может быть так жесток, как вредны и жестоки по результатам своих действий сентиментальные люди. Человек, любящий своих ближних, человек, ненавидящий войну, - должен добить врага, чтобы вслед за одной войной не началась другая.


Готовься в войне к миру, а в мире к войне.


Победа - враг войны.


Солдат и в мирное время на войне.


ВОЕННАЯ НАУКА


Атакуй с чем пришел! Коли, руби, гони, отрезывай, не упускай! Ура! - чудеса творит, братцы!


Береги пулю в дуле.


Береги пулю на три дня, а иногда и на целую кампанию, когда негде взять.


Будь терпелив в военных трудах, не поддавайся унынию от неудач.


Братцы! Бей штыком, колоти прикладом! Не задерживайся: шибко иди вперед! Ух, махни! Головой тряхни, вперед, братцы! Чудо-богатыри, вперед! Мы русские!


Будь прозорлив, осторожен. Имей цель определенную. Умей предупреждать обстоятельства ложные и сомнительные, но не увлекайся местной горячностью.


В кабинете врут, а в поле бьют.


Быстрота и внезапность заменяют число. Натиски и удары решают битву.


Быстрота и натиск - душа настоящей войны.


В баталии в полевой три атаки: первая в крыло, которое послабее. В середину нехорошо - самого сожмут. Атака всеми силами в обход хороша только для малого корпуса.


В осадах времени не терять... Всего лучше открытый штурм. Тут меньше потери.


Взор! Быстрота! Победа!


Воевать не числом, а умением.


Военная наука - наука побеждать.


Военной науке должно учится на войне. Каждый театр войны есть новый.


Военные добродетели: для солдата - отважность, для офицера - храбрость, для генерала - мужество, руководствуемые началами порядка и дисциплины, управляемое бдительностью и предусмотрительностью.


В случае возникновения препятствий нельзя много отвлекаться ими, время дороже всего - нужно уметь беречь его. Часто наши предыдущие победы оставались безрезультатными из-за недостатка людей. Самым ложным правилом является убеждение, что после поражения врага все закончено, в то время как нужно стремиться к более крупным успехам.


Выше всего глазомер, т. е. пользование положением места, трудолюбие, бдение и постижение.


Делай на войне то, что противник почитает за невозможное.


Деятельность есть важнейшее из всех достоинств воинских.


Дисциплина - мать победы.


Должно стремиться к одной главной точке и забывать о ретираде1. Натиск и удары решают битву, и приступ предпочтительнее осады.


За ученого трех неученых дают. Нам мало трех, давай нам шесть, давай нам десять на одного, - всех побьем, повалим, в полон возьмем...


Если желать умереть на войне, то надобно желать умереть в деле со славою, как Тюренн1.


Идешь бить неприятеля, умножай войска, опорожняй посты, снимай коммуникации. Побив неприятеля, обновляй по обстоятельствам, но гони его до сокрушения.


Исправная стрельба в мишень - великой важности: умножает гибель неприятеля и отвращает в действии лишнюю трату патронам.


Истинное правило военного искусства - прямо напасть на противника с самой чувствительной для него стороны, а не сходиться, робко пробираясь окольными дорогами, через что самая атака делается многосложною, тогда как дело может быть решено только прямым, смелым наступлением.


Кто испуган, тот побежден на половину. У страха глаза велики, один за десятерых покажется.


Кто отважен и смело идет прямо на неприятеля, тот одержал уже половину победы.


Местный (житель) в его близости по обстоятельствам лучше судит.


Мы обязаны всеми подвигами соединению двух первых армий в Европе в непобидимую Российско-Австрийскую армию. И если снова начинать кампанию, то необходимо сблизиться в системах1. Иначе не может быть ни спасения для человечества, ни восстановления угнетенных государей и религии.


На войне деньги дороги, жизнь человеческая еще дороже, время дороже всего.


Надо бить умением, а не числом.


Не нужно методизма, а верный взгляд военный.


Неутомимость солдат и решимость офицера - вот вожди к славе!


Ни одного поста не должно считать крепостью... нет стыда уступить пост превосходному в числе неприятелю. Напротив того, в том и состоит военное искусство, чтобы вовремя отступить без потери. Уступленный пост можно снова занять, а потеря людей невозвратима: нередко один человек дороже самого поста.


Никакой баталии в кабинете выиграть не можно.


Никогда сил не раздроблять для занятия пунктов. Обошел неприятель - тем лучше: он сам идет на поражение.


Ничего - кроме наступательного.


Обывателя не обижать: он нас поит и кормит. Солдат - не разбойник. Святая добыча: возьми лагерь - все ваше, возьми крепость - все ваше. Без приказа отнюдь не ходить на добычу.


Пальбой не должна пехота много заниматься, но только идти в штыки и брать в полон.


План операционный в корпус, в колонну. Ясное распределение полков. Везде расчет времени. В переписке между начальниками войск следует излагать дело ясно и кратко, в виде записок, без больших титулов. Будущие же предприятия определять вперед на сутки или на двое.


Победа зависит от ног, а руки только орудие победы.


Полк - подвижная крепость, дружно, плечом к плечу, и зубом не возьмешь!


При всяком случае наивреднее неприятелю страшный наш штык, которым наш солдат исправнее всех на свете работает.


Ров не глубок, вал не высок. Бросься в ров, скачи через вал. Ударь в штыки, коли, гони, бери в полон!!!


Ружье, сухарь и ноги береги пуще глаза!


С пленными поступать человеколюбиво, стыдится варварства.


Сикурс (помощь), опасность и прочие слова служат бабам, кои боятся с печи слезть.


Смерть бежит от штыка и сабли храброго. Счастье венчает смелость и отвагу.


Субординация, экзерциция, дисциплина, чистота, опрятность, здоровье, бодрость, смелость, храбрость, победа, слава, слава, слава!


Смерть на постели - не солдатская смерть.


Стреляй редко, да метко. Штыком коли крепко. Пуля дура, штык молодец.


Субординация или послушание - мать дисциплины или военному искусству.


Твердость, предусмотрительность, глазомер, время, смелость, натиск, поменьше деталей и подробностей в речах солдатам.


Три воинских искусства: первое - глазомер, второе - быстрота, третье - натиск.


Трое наскочат: первого заколи, второго застрели, третьему штыком карачун. В атаке не задерживай.


Тяжело в учении - легко в походе, легко на учении - тяжело в походе.


Умный военный человек не должен действовать на авось, без крайности.


Хотя храбрость, бодрость и мужество всюду и при всех случаях потребны, токмо тщетны они, ежели не будут истекать из искусства.


Шаг назад - смерть. Вперед два, три и десяток - позволяю.


Штыки, быстрота, внезапность!.. Неприятель думает, что ты за сто, за двести верст, а ты, удвоив шаг богатырский, нагрянь быстро, внезапно. Неприятель поет, гуляет, ждет тебя с чистого поля, а ты из-за гор крутых, из лесов дремучих налети на него как снег на голову. Рази, стесни, опрокинь, бей, гони, не давай опомниться.


Штыком может один человек заколоть троих, где и четверых, а сотня пуль летит на воздух.


О НЕПРИЯТЕЛЯХ


Бегущего неприятеля истребляет одно преследование.


Бей неприятеля, не щадя ни его, ни себя самого, держись зло, дерись до смерти, побеждает тот, кто меньше себя жалеет.


Беспрерывное изучение врага сделает тебя великим полководцем. Никакой баталии в кабинете выиграть невозможно. Умей пользоваться местностью, управляй счастьем.


Богатыри, неприятель от вас дрожит, да есть неприятель больше: проклятая немогузнайка, намека, загадка, лживка, лукавка, краснословка, краткомолвка, двуличка, вежливка... от немогузнайки было много беды.


Не меньше оружия поражать противника человеколюбием.


Неприятелю времени давать не должно, пользоваться сколько можно его ошибкой и брать его всего смело со слабейшей стороны.


Нет вшивее пруссаков. Лаузер или вшивень назывался их плащ. В шильдгаузе1 и возле будки без заразы не пройдешь, а головною их вонью вам подарят обморок.


Никогда не презирайте вашего неприятеля, каков бы он ни был, и хорошо узнавайте его оружие, его образ действовать и сражаться. Знай в чем его сила и в чем слабость врага.


О, как шагает этот юный Бонапарт! Он герой, он чудо-богатырь, он колдун! Он побеждает и природу и людей. Он обошел Альпы, как будто их и не было вовсе. Он спрятал в карман грозные их вершины, а войско свое затаил в правом рукаве своего мундира. Казалось, что неприятель тогда только замечал его солдат, когда он их устремлял, словно Юпитер свою молнию, сея всюду страх и поражая рассеянные толпы австрийцев и пиемнтцев. О, как он шагает! Лишь только вступил на путь военачальства, как уж он разрубил Гордиев узел тактики. Не заботясь о числе, он везде нападает на неприятеля и разбивает его начисто. Ему ведома неодолимая сила натиска - более не надобно. Сопротивники его будут упорствовать в вялой своей тактике, подчиненной перьям кабинетным, а у него военный совет в голове. В действиях свободен он как воздух, которым дышит. Он движет полки свои, бьется и побеждает по воле своей!
Вот мое заключение: пока генерал Бонапарт будет сохранять присутствие духа, он будет победителем. Великие таланты военные достались ему в удел. Но ежели, на несчастье свое, бросится он в вихрь политический, ежели изменит единству мысли, - он погибнет.


Остальным сдающимся давай пощаду: грех напрасно убивать. Они такие же люди.


Оттеснен враг - неудача. Отрезан, окружен, рассеян - удача.


Победителю прилично великодушие.


У неприятеля те же руки, да русского штыка не знают.


Французам, а особливо неаполитанской коннице, кричать "Пардон", чтобы оная к нам переходила.


Французы горячи, им жарко: побили их много, сберечь трудно.


Французы - нарушители общей тишины и враги общего спокойствия. Французы отвергли Христа Спасителя, они попрали законное правительство. Страшитесь их разврата... Вы были счастливы верой - храните ее. Дорожите совестью своей: да не упрекнет она вас в том, что вы были сопутниками утеснителей веры и прав народных. Бегите от лжеучетелей.


О КОМАНДИРАХ


Бдение начальника - лучшее спокойствие подчиненных. Прозорливость оного побеждает нечаянности.


Генералу необходимо образовывать себя науками.


Жалок тот полководец, который по газетам ведет войну. Есть и другие вещи, которые знать ему надобно.


Командиру необходимо непрерывное образование себя науками с помощью чтения.


Необходимо чтобы войска предводителя своего разумели.


Научись повиноваться, прежде чем повелевать другими.


Начальник на войне не должен себя ничем связывать, а поступать соответственно обстоятельствам и всегда быстро.


Не употребляйте команды "стой". А в сражении: "нападай", "руби", "коли", "ура", "барабаны", "музыка".


Непрестанное изощрение глазомера сделает тебя великим полководцем.


Ночные поражения противников доказывают умение вождя пользоваться победой не для блистания, но для постоянства.


Обучение нужно, лишь бы с толком и кратко. Солдаты его любят.


От строгости до жестокости полсажени, пол-аршина, полвершка, пол-полвершка.


Полная мочь избранному полководцу.


Свой пай съедай, а солдатский солдату отдавай.


Тщательно обучай подчиненных тебе солдат и подавай им пример.


Храни в памяти имена великих людей и в своих походах и действиях с благоразумием следуй их примеру.


Последуй Аристиду в правоте, Фабрициану - в умеренности, Эпаминонду - в нелживости, Катону - в лаконизме, Юлию Цезарю - в быстроте, Тюренну - в постоянстве, Лаудону в нравах.1


О СОЛДАТАХ


Без честолюбия, послушания и благонравия нет исправного солдата.


Зри в части - семью, в начальнике - отца, в товарище - родного брата.


Каждый воин должен понимать свой маневр. Тайна есть только предлог, больше вредный, чем полезный. Болтун и без того будет наказан.


Нужное солдату полезно, а излишнее вводит в роскошь - мать своеволия.


Сам погибай, а товарища выручай. За убитых Церковь Бога молит!


Солдат дорог. Береги здоровье, чисти желудок, коли засорился. Голод - лучшее лекарство.


Солдату надлежит быть здорову, храбру, тверду, решиму, правдиву, благочестиву.


Ты присягал. Умирай за веру, царя и Отечество. Знамя защищай до последней капли крови.


О СЕБЕ


Баталия мне покойнее, нежели лопатка извести и пирамида кирпичей.


Богатство мое состоит в жалованных бриллиантах и наделанных в Санкт-Петербурге мундирах да серебряных ложках, выписанных недавно из Москвы.


В письме Вашем... употреблено на мой счет слово "отступление". Отвечаю, что не знал его во всю мою жизнь, как не знал и оборонительной войны, стоивший в начале кампании только в Тироле жизни свыше 10000 человек, чего мы за всю итальянскую кампанию не потеряли...


Ваша кисть изобразит черты лица моего - они видны. Но внутреннее человечество мое сокрыто. Итак, скажу вам, что я проливал кровь ручьями. Содрогаюсь. Но люблю моего ближнего. Во всю жизнь мою никого не сделал несчастным. Ни одного приговора на смертную казнь не подписал. Ни одно насекомое не погибло от руки моей. Был мал, был велик. При приливе и отливе счастья уповал на Бога и был непоколебим.


Горжусь тем, что я Россиянин!


Возьми себе в образец героя древних времен. Наблюдай его. Иди за ним в след. Поравняйся. Обгони. Слава тебе! Я выбрал Цезаря. Альпийские горы за нами. Бог перед нами. Ура! Орлы российские облетели орлов римских.


Да я ж служил за дьячка, пел басом, а теперь поеду петь Марсом.


Доброе имя должно быть у каждого честного человека, лично я видел это доброе имя в славе своего Отечества. Мои успехи имели исключительной целью его благоденствие.


Жизнь столь открытая и известная, какова моя, никогда и никаким биографом искажена быть не может. Всегда найдутся неложные свидетели истины, а более всего я не требую того, кто почтет достойным трудиться обо мне, думать и писать. Сей есть масштаб, по которому я желал бы быть известным.


Ищите истинной славы, идите по следам добродетели. Последней я предан, а первую замыкаю в службе Отечеству.


Если б я не был полководцем, то был бы писателем.


Кабинет мне предписал более крепостей не брать.


Каменский знает воинское дело, но оно его не знает, Суворов не знает воинского дела, да оно его знает, а Салтыков ни военного дела не знает, ни оно его не знает.1


Лучше голова долой, нежели утратить свою честь. Смертями пятьюстами научился смерти не бояться.


Мою тактику прусские принимают, а свою протухлую оставляют.


Между тем, покуда мир европейский и тактика обновляются, я цепенею в постыдном бездействии, я изнемогаю под бременем жизни праздной и бесполезной.


Мне солдат дороже себя.


Моя тактика: отвага, мужество, проницательность, предусмотрительность, порядок, умеренность, устав, глазомер, быстрота, натиск, гуманность, умиротворение, забвение...


Никогда самолюбие, чаще всего порождаемое мгновенным порывом, не управляло моими действиями, и я забывал себя, когда дело шло о пользе Отечества.


О матушке Екатерине может говорить Репнин - всегда, Суворов - иногда, а Каменский - не должен говорить никогда.


Одна минута решает исход битвы, один час - успех кампании, один день - судьбы империи. Я действую не часами, а минутами.


Почитая и любя нелицемерно Бога, а в нем и братий моих, человеков, никогда не соблазняясь приманчивым пением сирен роскошной и беспечной жизни, обращался я всегда с драгоценнейшим не земле сокровищем - временем - бережливо и деятельно, в обширном поле и в тихом уединении, которое я везде себе доставлял. Намерения, с великим трудом обдуманные и еще с большим исполненные, с настойчивостью и часто с крайнею скоростью и неупущением непостоянного времени. Все сие, образованное по свойственной мне форме, часто доставляло мне победу над своенравной Фортуной. Вот что я могу сказать про себя, оставляя современникам моим и потомству думать и говорить обо мне что они думают и говорить желают.


Правда, я не много общался с женщинами. Но забавляясь в их обществе, я соблюдал всегда почтение. Мне недоставало времени заниматься с ними, и я страшился их. Женщины управляют здешней страной как и везде. Но я не чувствовал в себе достаточной твердости защищаться от их прелестей.


При дворе язык с намеками, догадками, недомолвками, двусмыслием. Я - грубый солдат - вовсе не отгадчик.


Природа не одарила меня беспечностью, перемениться поздно, буду всегда тот же.


Пришел в Беллинцон1... нет лошаков, нет лошадей, а есть Тугут, и горы, и пропасти... но я не живописец: пошел и прошел.


Пудра не порох, букли не пушка, коса не тесак, а я не немец, а настоящий русак.


Семьдесят лет гонялся я за славой. Стою у гроба и узнаю мечту ее: покой души у Престола Всемогущего.


Титулы мне не для меня, но для публики потребны.


Увы мне с любовью моей к Отечеству - интриги препятствуют мне ее выказать.


Честь моя мне всего дороже. Покровитель ей Бог.


Я живу в непрестанной мечте.


Чувствую ныне и прежние мои раны, но доколе жив - служить, хотя иногда и отдыхать. Таков долг христианина! Чистый рассудок без узлов. Мой стиль не фигуральный, но натуральный - при твердости моего духа!


Штыки, холодное оружие, атаки, удар - вот мои рекогносцировки.


Я бы законно желал быть иногда на публике в иностранном мундире: Великому Императору это слава, что его подданный их достойно заслужил.


Я был счастлив, потому что повелевал счастьем.


Я как раб умираю за Отечество и как космополит1 - за свет. Жду увольненья от Балтийских мирских сует.


Я лучше прусского покойного короля. Я милостью Божией баталий не проигрывал2.


Я люблю правду без украшениев.


Я не любитель Демосфеновой болтовни, не люблю ни академиков, кои только вносят путаницу в здравые суждения, ни сената Ганнибалова. Я не люблю соперничества, демонстраций, контр-маршей. Вместо этих ребячеств - глазомер, быстрота, натиск - вот мои руководители.


Я не могу оставить 50-летнюю привычку к беспокойной жизни и моих солдатских приобретенных талантов.


Я солдат, не знаю ни племени, ни рода. Поле - один мой элемент.


Я тот же, дух не потерял. Обманет меня всякий в своем интересе, надобна кому моя последняя рубашка, ему ее отдам, останусь нагой. Чрез то я еще не мал.


Материалы, принадлежащие к истории моих военных действий, столь тесно сплетены с историей моей жизни, что оригинальный человек и оригинальный воин должны быть между собой нераздельны, чтобы изображение того или другого сохраняло существенный свой вид.

Главное правило Суворова: Торопиться делать добро.

 

 

 

  От редакции сайта "Усть-Лабинский простор":

 Публикация на новой странице "Светлый дар Суворова"  носит обзорный характер, в дальнейшем мы предполагаем расширить и углубить информацию не только о Суворове А.В., но и о патриотическом воспитании жителей Усть-Лабинского района и города.

Приглашаем к сотрудничеству всех, кому  близко и дорого историческое прошлое, настоящее и будущее нашей малой Родины -Усть-Лабинска.

Электронный адрес для сотрудничества : savenkosergei@mail.ru